Антон как-то упоминал о эпоксидных траках в одной из своих моделей, если не ошибаюсь, Pz.kpfw IV. Да, крутая модель получилась, отдаю должное Я посчитал этот вопрос довольно актуальным, для того, чтобы те, кто хочет большей реалистичности гусениц могли воспользоваться этой темой. Напомню, что данная статья взята с ссылки, которую Антон разместил в своей работе и чтобы ни кто не рыскал в поисках, данная статья будет теперь жить здесь
Итак эпоксидные траки.
Гусеницы собранные из бумажных траков с эпоксидной подошвой. При изготовлении моделей бтт из бумаги возникает вопрос, как делать гусеницы. Как правило производители предлагают один из двух вариантов: или ленточные гусеницы, или состоящие из отдельных траков, или оба на выбор.
Ленточные гусеницы
Ленточный трак. Шарнир-грунтозацеп и гребень сделаны отдельными деталями. Первые отличаются простотой изготовления. В простейшем случае это полоска бумаги с напечатанным рисунком трака, в более сложном - отдельные элементы, такие как шарниры, подушки или гребни выполняются дополнительными деталями и наклеиваются на ленту. Но простота изготовления может обернуться неудовлетворительной копийностью. Если для мелкозвенных гусениц, например для танкетки Т-27, или обрезиненных со всех сторон гусениц шерманов-абрамсов, такие ленты выглядят неплохо и оправданны, то для гусениц с развитым оребрением эта техника изготовления может заметно испортить впечатление от модели.
Гусеницы из отдельных траков
Второй вариант - это наборные гусеницы. В этом случае оребрение и деталировка трака изготавливается из отдельных бумажных или картонных деталей. Сами траки соединяются шарнирно между собой и позволяют, например, изготовить рабочую подвеску. Копийность гусеницы получается очень высокой, но трудоемкость изготовления оказывается еще выше. На один трак может приходиться более 20 деталей. Умножив их на количество траков, легко получим две-три тысячи деталей и несколько месяцев кропотливой и монотонной работы.
Один из самых сложных и трудоемких примеров изготовления гусениц, что я видел. 25 деталей на трак. Фотография Przemek W. из отчета по сборке Тигра
Собранный трак. Фотография Przemek W. из отчета по сборке Тигра [1].
Несколько траков, соединенные в цепь. Фотография Przemek W. из отчета по сборке Тигра [1].
Лазерная резка
Пример одного из лучших комерческих предложений траков, вырезанных лазером. [3] В последнее время стал доступен третий вариант - наборные гусеницы из разверток вырезанных лазером. Элементы трака создаются или с помощью гравировки [2] картона лазером (картон не прорезается насквозь, а выжигается рельеф), или вырезания нескольких слоев и последующей их склейки в "сандвич". Очевидно, что точность и копийность гусеницы может быть просто идеальной. К сожалению, цена резки или уже нарезанных разверток легко догоняет цену самой модели, причем самых сложных моделей, и заметно выше цены более простых.
Изготовление гусениц для бумажной модели.
В модели чешского крана JT-34 на базе танка Т-34 предлагается изготавливать гусеницы из отдельных траков в одном из двух вариантов: в упрощенном рельеф грунтозапев имитируется типографской печатью, в более сложном - отдельной деталью. Но вырезать из картона 160 решеток с шириной перегороди 0,5 мм було бы слишком трудоемко и сложно. Поэтому, как компромисс между сложностью изготовления, доступностью по цене и копийностью было выбрано клонирование детали подошвы с помощью эпоксидной смолы. Идея не новая, толчком для нее стала статья "Записки градостроителя" на DiShow2004[4] и отчет об изготовлении колес для модели КРАЗ 255Б на формуме Картонной армии от Николая Бочкарева [5]. Первым шагом в ее реализации стало изготовление мастер-моделей траков обоих типов, по котором в дальнейшем создавались формы для литья. Сделано это было так: на выкройку детали подошвы были наклеены полоски картона толщиной 0,5 мм и шириной 0,7 мм, повторяющие рельеф трака. Гнезда для крепления шпор свернуты из бумажных рулонов. Из картона изготовлены бортики для последующей отливки формы и наклеены на выкройку. Готовая мастер-модель вместе с подложкой и бортиками покрыта нитролаком в несколько слоев. Лак нужен для придания жесткости и долговечности, т.к. предполагалось изготовить 8-10 литьевых форм и для предотвращения впитывания разделителя и размокания. Литьевые формы отливались из свечного парафина. Парафин дожен быть сильно нагрет, при заливке в форму он быстро остывает и густеет и может не повторить все детали мастер-модели. Разделительным слоем служило машинное масло. Поскольку предстояло изготовить 80 траков каждого вида для ускорения "литьевых" работ, отлито 9 форм для трака с гребнем и 4 двойных для "пустого". Как показал дальнейший опыт такое количество близко к оптимальному. К моменту заливки последних форм смола успевает немного загустеть и уложить ее без пузырей становиться заметно трудней.
Инструкция по сборке траков.
Мастер-модель и готовая форма для отливки.
Формы для траков обоих типов.
Детали трака отливались из смолы ЭДП. Смола подкрашивалась чернилами для струйной печати. Закрашивание помогает находить и удалять пузырьки воздуха. Разделительным слоем служило машинное масло. После заливки формы она накрывалась листком бумаги. Бумага выполняет несколько функций: служит как подложка, придавая детали жесткость, удаляет излишки смолы и помогает извлечь деталь из формы, без разрушения последней. После пропитывания бумаги смолой, ее излишки выдавливались переворотом и прижимом формы бумагой к плоской поверхности.
Формы залиты смолой и накрыты подложкой.
Застывшие детали, извлеченные из форм.
Взвесте мне сто грам траков, пожалуйста.
После застывания смолы и извлечения из формы, бумажная подложка обрезалась по контуру детали. Дальнейшее изготовление трака выполнялось по инструкции. Готовая деталь наклеивалась на бумажную подложку, из которой сворачивались шарниры и приклеивался гребень. На склеенном "пустом" траке высверливались отверстия для шпор и стачивались края трака. После этого трак красился. Несколько траков были отлиты с добавлением в смолу алюминиевой пудры (серый трак на левой фотографии в следующем блок снимков). Результат не понравился. На метал не похоже, металический блеск не появляется ни при шлифовке, не при полировке, в цвет не попадает, смола становится более вязкой, работать с ней тяжелее.
Траки на разных этапах изготовления.
Эпоксидная подошва наклеена на бумажную подложку с шарнирами.
Осталось насверлить отверстия для шпор, сточить скосы на пустом траке и приклеить гребень.
Танк уже просматривается.
В заключение, несколько фотографий готовых гусениц.
Надеюсь эта информация оказалось полезной Удачи в литьевом производстве Кто хочет, тот может все!
Конструктор, а я и не увидел что ты статью как раз выложил из той ссылки что я сегодня тебе отослал. я точно так делаю. так что удачию если есть не понятное справшивай Брат может не быть другом, но друг - всегда брат. ******************************************* Друга долго ищут, с трудом находят и трудно его сохранить. Публий
Добавлено (04.11.2011, 23:59) --------------------------------------------- Господа!!! Мини-отрытие. При добавлении в смесь акриловых красок процесс застывания усоряется :D Кто хочет, тот может все!
Сообщение отредактировал Конструктор - Суббота, 05.11.2011, 00:00
Данный проект является некоммерческим, поэтому авторы не несут никакой материальной ответственности.
Вся информация и ссылки представлены посетителями сайта исключительно в ознакомительных целях и предназначены только для просмотра.